Н.А.Морозов / «Пророки»


 

„Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь ты первосвященнику? Иисус ответил ему: если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, то зачем ты бьешь меня?“

Евангелие Иоанна (XVIII, 22—23).



Рис. 154. Созвездие Рак. Из старинной книги Альбумазара De' Astru' Scie'ntia, 1515 г. Книгохранилище Пулковской обсерватории.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Предисловие

Отдел I. Мессианцы-Второзаконники накануне средних веков

Отдел II. Осилит Бог („Иезекиил“). Дневник неизвестного мессианца-астролога, рассматриваемый как исторический документ V века нашей эры

Отдел III. Когда написана книга „Осилит Бог?“ Научно-критический разбор

Отдел IV. Помнит Грядущий („Захария“). Дневник неизвестного мессианца-астролога, рассматриваемый как исторический документ V века нашей эры

Отдел V. Мысли, возникающие после чтения книги „Помнит Грядущий“

Отдел VI. „Стрела Грядущего“. Научно-критическое изложение книги „Иеремия", рассматриваемой как исторический документ V века нашей эры

Отдел VII. „Всесильный Разум“. Научно-критическое изложение книги „Даниил“, рассматриваемой как исторический документ средних веков

Отдел VIII. Грядущее освобождение. Научно-критический разбор книги „Исайя“, рассматриваемой как исторический документ средних веков

Отдел IX. О древности библейских рукописей в европейских книгохранилищах

Отдел X. Легендарные географии и легендарные истории древнего мира

Приложения

Египетское небо. О времени египетских иероглифических надписей

Карта к „Пророкам“ для справок при чтении: Северное звездное небо 

Карта II. Созвездия древнего неба. Из Алмагосты „Птоломея Александрийского“.

StarCalc - программа-планетарий, простая, удобная, безопасная, работает без инсталляции в систему. Респект.


Рис. 155. Созвездие Овен. Из старинной книги Альбумазара.

 


 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

 

Эта книга служить непосредственным продолжением моего историко-астрономического исследования об Апокалипсисе, вышедшего в свет под названием «Откровение в Грозе и Буре».

Метод здесь употреблен тот же самый, и потому я не вхожу в его детальный разбор, отсылая желающих к только что указанному сочиненно. Впрочем, объяснить его можно всегда в нескольких десятках слов: древние астрологи, предки современных астрономов, приписывали небесным светилам таинственное влияние на судьбы мира. Особенно боялись они их схождения в созвездии Скорпиона, ожидая от такого сочетания гибели мира. На этом основан Апокалипсис, на этом же, как хочу я здесь показать, основаны пророчества «Иезекил», «Захария», «Иеремия», «Даниил» и «Исайя», которые я здесь разбираю с астрономической, с астрологической, с исторической и с литературной точек зрения.

Везде я старался писать популярно и по возможности занимательно, чтоб общеобразованный человек мог прочесть мою книгу без скуки. Астрономические места я иллюстрировал рисунками из древних книг. При изложении своих астрономических вычислений относительно времени возникновения пророчеств я указывал здесь лишь общий метод и приводил в двух-трех строках окончательные результаты своих вычислительных работ, продолжавшихся нередко по нескольку недель.

Делая такие сокращения, я думал, что заинтересовавшиеся моими результатами астроном сам легко проверит справедливость моих вычислений, а не-астроном все равно не будет повторять их. Но, чтоб и у него не было сомнения в верности полученных мною результатов, я просил одного из наших опытных вычислителей, М. М. Каменского, проверить мои окончательные результаты. Это много легче, чем добираться до них путем математического исключения всех других возможностей, и он пришел к согласным со мною числам, как это и показано в своем месте.

Во многих случаях, где мой перевод еврейских документов расходится с обычными, я счел нужным привести в примечаниях подлинные еврейско-халдейские слова и выражения, при чем прибавлял в скобках их буквенный состав соответствующими русскими буквами, не принимая во внимание вариации современного произношения древних слов и их «пунктуации», как введенной в еврейскую азбуку лишь в средние века и различной по различным традициям, т. е. по восточной, по маврской или по караимской.1


1 При этом гласные знаки י ,ה ,א,  и ע я везде условно обозначал русскими гласными а, э, i и е по их соответствию с египетскими иероглифами и с древним коптским и греческим начертанием. Дело в том, что в свое время они (что ни говорили бы некоторые из филологов) были несомненно гласными буквами, а оттенки их теперь очень трудно установить.

Все это, однако, тщательно выделено мною в примечания, чтобы основной текст моей книги читался легко и связно и не пугал не понимающих по древне-еврейски неведомыми значками этого забытого языка.

Чтоб не заставлять читателя прочитывать всю эту книгу раньше, чем он узнает из нее, в чем дело, я сразу резюмирую здесь ее сущность.

Я подверг прежде всего астрономическому исследованию библейские пророчества, специально изучив для их понимания еврейский и халдейский языки, и вычислил время их возникновения по заключающимся в них самих небесным данным — по неповторяющимся в продолжение тысячелетий комбинациям небесных светил — между собою и по созвездиям.

Результат на этот раз получился еще более неожиданный, чем при таком же исследовании мною Апокалипсиса. Все библейские пророки, относимые до сих пор историками к шестому и седьмому векам до начала нашей эры, оказались написанными в пятом веке нашего собственного летосчисления. Так, глава первая «Иезекиила» оказалась составленной 5 июня 453 года, а остальные главы то несколько раннее, то несколько позднее этой даты, но все в средине пятого века. Первые десять глав «Иеремии» оказались написанными в июле 451 года; одна глава «Захарии» — 24 января 466 года, Даниил же — еще позднее!

Одним словом, почти все старозаветные пророчества указали для себя своими астрономическими описаниями одну и ту же эпоху — пятый век нашей эры. По обстоятельному разбору их содержания все они обнаружили в себе еще многочисленные заимствования из Апокалипсиса и по сюжетам и аллегориям своих отдельных частей и глав, и по повторению из него в буквальном виде целых фраз, так что уже одна беспристрастная и непредубежденная литературная критика указанных мною книг была бы за глаза достаточна, чтобы показать их после-апокалиптическое время. Во множестве таких заимствований ясно видно по сделанным улучшениям или искажениям, что не автор Апокалипсиса переписывал из «Пророков», а они из него.

А так как Апокалипсис по моим астрономическим вычислениям написан почти целиком в ночь с 30 сентября на 1 октября 395 года и в следовавшие за этим дни, то сопоставление с ним библейских пророчеств выяснило для меня поразительную картину самых пылких ожиданий Мессии в продолжение всего пятого века нашей эры. Эти-то ожидания, подтверждаемые также и обычной историей, и вызвали тот бурный порыв своеобразного научно-мистического и чисто-поэтического творчества, наиболее яркие образчики которого представлены здесь мною в литературно-обработанном изложении по еврейско-халдейскому тексту. А для того, чтобы эти образчики не оставались, так сказать, без фона, я начал эту книгу с исторической характеристики умственной и религиозной жизни мессианцев в Вавилоне в пятом веке нашей эры.

Книга эта иллюстрирована мною астрологическими картинами, фигурами созвездий и другими рисунками, взятыми из самых редких старинных книг XV, XVI и XVII веков, которые большею частью совершенно недоступны для обычного читателя. Я здесь расположил часть их даже в виде виньеток к главам, но пусть не подумает читатель, что это случайный подбор, служащий лишь для украшения моей книги.

Моя цель при таком иллюстрировании была совсем другая.

Дело в том, что излагаемые мною здесь пророчества все написаны, как я уже сказал, на астрологическом фоне, и для того, чтоб читатель ни на минуту не позабывал о нем, я и распределил эти рисунки повсюду! Кроме того, они служат лучшим средством для ознакомления со средневековыми представлениями о небе. Вместо того, чтоб писать здесь особую главу об астрологии и этим напрасно утомлять внимание читателя, я предложил здесь ему ее живые образцы, написав при каждом и объяснение. Этим «импрессионистским» способом я думал наилучшим и наипростейшим путем достигнуть своей цели.

Прибавлю здесь также несколько слов для теологов. которые могут сказать, что я вторгаюсь здесь в область их компетенции.

Литературные произведения, которые я здесь исследую, являются не просто религиозными книгами евреев и той части христиан, которая все еще не считает «старый закон» упраздненным посредством «нового». Они являются и важными историческими документами народов, на основании которых пишутся светские истории древнего мира, и эти документы, как таковые, подлежат и чисто научной критике. Только с такой точки зрения я и разбираю и излагаю их здесь, и это теперь является крайне необходимым для выяснения многих важных исторических вопросов, хотя бы, например, поднятого в последние годы в Германии и Англии профессором Древсом, и Немоевским (в Польше) вопроса о том, существуют ли научно проверенные исторические документы об Иисусе, как общественном деятеле начала нашей эры в Палестине?

Исходя, между прочим, из того положения, что еврейские пророчества, «написанные в VI веке до рождения Христа» о событиях его будущей жизни, не могут служить документами для составления научной истории этих событий, и что евангелия в своей фактической части только повторяют то, что написано у пророков «за 600 лет назад», эти замечательные ученые пришли к выводу, что самая личность Иисуса не доказана исторически, а есть дело чистой веры. Мои исследования, изложенный в этой книге, мне кажется, устраняют это недоуменье. Перенося еврейские пророчества в христианский период, они превращают их из простых пророчеств в древние исторические документы, говорящие о Иисусе, как о существовавшей уже личности. В них, как исторических документах, мы имеем ясные указания. что «Мессия» в это время уже был казнен и что в V веке и евреи, как христиане, ждали именно его второго пришествия.

Еще более важен в историческом отношении общий вопрос о быстроте развития человеческого интеллекта с течением веков. Перенося такую богатую художественную литературу, как пророческие книги, на целое тысячелетие вперед, мы сокращаем на это же число лет на Востоке период художественного творчества и этим удваиваем интенсивность интеллектуального развития человечества.

Насколько удачно или убедительно я решил здесь эту проблему по отношению к еврейской литературе, пусть судит сам читатель. Я здесь, конечно, никому ничего не навязываю насильно, я просто апеллирую к здравому смыслу каждого. Пусть читатель пересмотрит внимательно приводимые здесь мною документы и решить сам поднимаемый ими вопрос: «Могли ли такие книги быть написаны до Рождества Христова?»

Николай Морозов.

С.-Петербургская
Биологическая лаборатория.
Февраль 1914 г.


Рис. 2. Созвездие Стредец. Из книги Сакробуста (Sacrobusto: Sphaera Mundi). 1539 года Книгохранилище Пулковской обсерватории.

вперёд


Оцифровка и размещение январь 2009 г.

Hosted by uCoz